Общение между людьми осуществляется не только при помощи слов, но и жестов, мимики. Помимо этого каждое из средств коммуникации имеет несколько форм выражения.
В психологии известны многие методы и приемы невербального и вербального общения, которые способствуют налаживанию новых связей.
Значительно повысить эффективность коммуникации поможет применение всех приемов одновременно.
Вербальные приемы
Главным средством вербального общения является человеческая речь. Большинство современных ученых сходятся в том, что вербалика направлена лишь на передачу «сухой» информации, в то время как невербальные средства придают ей эмоциональный оттенок. Разнообразные приемы вербального общения выполняют сразу несколько функций:
- Коммуникативная. Язык – основное средство общения, дающее возможность полноценно взаимодействовать с себе подобными;
- Познавательная. Язык – признак сознательности. Большую часть информации об окружающем мире мы получаем с его помощью;
- Эмоциональная. Язык – одно из средств выражения чувств и эмоций. Интонация при разговоре помогает нам выразить свое отношение к чему-либо.
Научно доказано, что методы вербального общения доносят лишь около 40 % информации до слушателя. Однако без него сложно представить нормальную коммуникацию. Тем, кто вынужден по долгу службы часто общаться с различными людьми, необходимо научиться строить взаимоотношения и стремиться к взаимопониманию. В этом вам помогут следующие приемы вербального общения:
- «Имя собственное». Старайтесь обращаться к собеседнику по имени: многие из нас воспринимают это как заинтересованность нашей личностью;
- «Зеркало отношений». Хотите расположить к себе человека? Используйте при разговоре приятное выражение лица и улыбку, которые непременно передадутся и собеседнику;
- «Золотые слова». Полезный прием вербального общения – использование комплиментов по отношению к человеку. Главное здесь не переусердствовать и делать это искренне;
- «Терпеливый слушатель». Собеседник обязательно оценит вас, если вы проявите внимание и терпение при разговоре, выслушаете его проблему и точку зрения;
- «Личная жизнь». Неподдельный интерес к жизни собеседника (увлечения, хобби, работа и т.д.) непременно помогут наладить контакт с человеком.
Невербальные приемы
К невербальным средствам общения относятся жесты и позы, мимика, выражение лица и манеры держаться, а также тактильно-мышечные формы (пожатие рук, прикосновения и т.д.). Язык тела раскрывает то, чего человек не говорит словами. Порой знание приемов невербального общения помогает понять, врет ли собеседник или говорит правду. Примерно 60 % всех коммуникаций осуществляется за их счет. Невербалика имеет импульсивный и бесконтрольный характер, отражая внутренние эмоции и чувства собеседника. Как и вербалика, методы невербального общения в значительной мере помогают завоевать расположение слушателя, найти общий язык и завязать крепкие отношения. Рассмотрим некоторые из них:
- Выражайте свое сопереживание не при помощи невнятных звуков («м-м-м», «угу» и т.д.), а путем полноценных эмоциональных реплик («как интересно!», «вот это да, неужели!» и т.д.);
- Говорите с людьми на понятном для них языке. У каждого доминирует один из каналов восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический), поэтому при разговоре используйте то, что близко собеседнику.