Первое детское слово – долгожданное событие для родителей. Появляясь на свет, человек еще не умеет говорить. Но со временем малыш растет, развиваясь не только физически, но и умственно.
Пик развития речи у детей наблюдается в дошкольном возрасте. Стремление познать окружающий мир, увидеть и потрогать находящиеся вокруг вещи, подвигает ребенка активно учиться говорить примерно в 1-2 года.
Через что же проходит малыш, прежде чем начинает самостоятельно изъясняться? Рассмотрим этапы развития речи у детей в раннем возрасте.
Этапы
Развитие речевого аппарата в детском возрасте – один из признаков формирования нормального психического состояния ребенка. Со временем детский словарный запас растет и, уже к 2 годам малыш свободно владеет как минимум одной сотней слов – обычно это простые существительные, обозначающие различные предметы. Однако задатки к самостоятельной речи появляются задолго до этого.
В первые несколько недель после рождения младенец учиться слушать звуки: если рядом с ребенком кто-то говорит или хлопает, он тут же переключит свое внимание на раздражитель, перестав плакать. К 3 месяцу малыш уже может различать звуки, поэтому услышав человеческий голос, он тут же начнет искать глазами говорящего, а к 4-5 входит в стадию лепетания. Дальнейшее развитие речи у детей идет активными темпами и делится на следующие этапы:
1-2 года
Примерно в это время (+/- несколько месяцев) малыш произносит свои первые осмысленные слова. Несомненно, в первую очередь, это члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка), ряд предметов хорошо знакомых ребенку, а также несколько названий элементарных действий. К слову, маленький ребенок чаще использует в разговорной речи наименования предметов, а не действий.
Однако перед непосредственным произношением ребенок проходит стадию распознавания речи людей. То есть, еще до того как малыш начинает говорить, он уже может различать более десятка слов взрослых. Таким образом, на первом этапе развития речи у детей их пассивный словарь (те, которые слышит и различает) по объемам превышает активный комплект слов (те, которые уже произносит);
2-3 года
Здесь особенно осторожными нужно быть взрослым: на этой стадии ребенок стремиться разнообразить свою речь интонацией и новыми словами, подражая взрослой речи. А, значит, все, что будет сказано в присутствии малыша, детский мозг впитает в себя, как губка. Понемногу начиная общаться с взрослыми, ребенок обогащает свой активный словарный запас, учиться простым формам согласования и подчинения слов в предложении.
К трем годам развитие речи у детей достигает такого уровня, что большинство малышей уже знают и понемногу начинают применять единственное и множественное число существительных, лицо и времена глаголов, а также формы склонения. Одна из часто встречающихся проблем на этом этапе – сложности в произношении и различии парных звуков («з» и «с», «р» и «л», «б» и «п» и т.д.);
3-5 лет
Данный этап предполагает дальнейшее совершенствование уже приобретенных ребенком разговорных навыков. Постепенно растет круг общения малыша, он становится более самостоятельным, что и подталкивает его к активному развитию описательной речи. Идеальным тренингом этого навыка служат сказки и рассказы. А потому родителям в этот период рекомендуется не только больше общаться со своим чадом, но и читать ему вслух детские произведения. Распознавая большие объемы разной по качеству речи, у ребенка формируется правильное произношение звуков, развивается так называемый фонематический слух.